ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СЕМИЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ

(1920 -1950 гг.)

 

 Единая трудовая советская школа

 

В 1920 году открылась советская школа 1-й ступени из пяти групп. В школу поступили 139 учеников. Заведующим был назначен Георгий Всеволодович Студенцов, окончивший Якутское реальное училище, до этого проработавший один год учителем высшего начального училища.

Советская школа создавалась на базе старой школы. Ввиду острой нехватки  учительских кадров зачастую приходилось подбирать случайных людей, не имеющих специальной подготовки. В пансионе удавалось содержать только 30 учеников, вместо 60 запланированных. Школа называлась единой трудовой советской. В 1921г. в школе была основана учебно-производственная мастерская, а весной того же года – сельскохозяйственная ферма.

В декабре 1920 года при Чурапчинской советской школе 1-й ступени возникла одна  из первых и крупных улусных комсомольских ячеек (первичная организация). Е организовал Иосиф Петрович Трофимов, комсомолец, коммунист, советский работник, участник гражданской и Великой Отечественной войны, погибший на фронте.

Первыми вступили в комсомол ученики: Григорий Владимиров, Дмитрий Дьячковский, Иван Кононов, Никифор Миронов, Петр Пономарев, Спиридон Собакин, Василий Чепалов, Иван Чепалов–1-го Хатылинского наслега, Николай Беляев из 3-го Хатылинского, Николай Ортоюков из 2-го Хатылинского, Николай Дьячковский из Сыланского, Михаил Фомин из 2-го Болугурского. Было избрано бюро из трех членов: Н.В.Дьячковский - секретарь, Н.П.Миронов -заместитель секретаря, Д.Н.Дьячковский - член.

Именно появление комсомольской ячейки явилось первым большим шагом на пути коммунистического воспитания в школе. В марте 1921 года количество членов в ячейке достигло 30 человек. На собраниях, коллективных чтениях и беседах комсомольцы получали политическую подготовку, принимали участие в культурно-просветительской работе. Весной вместе с коммунистами комсомольцы посеяли 50 пудов хлеба, посадили 4 пуда картофеля для общественных нужд.

На первых порах комсомольская ячейка состояла исключительно из учащихся, но со временем она и по составу, и по сфере деятельности из школьной превратилась в улусную. После гражданской войны в возрождении комсомольской ячейки большую роль сыграл комсомолец и коммунист Д.Н.Аржаков. Впоследствии секретарями ячейки работали И.И.Парфенов, И.М. Романов, В.П.Харитонов и др. До 1930 года эта ячейка была единственной в улусе и имело ощутимое влияние на жизнь школы, из которой пополняла свои ряды.

Во время гражданской войны, в январе 1922 года белые заняли Чурапчу, которая стала резиденцией штаба «армии Коробейникова». Во всех школах улуса занятия прекратились. Помещения Чурапчинской школы были превращены в казармы. Учителя под угрозой  расправы  были мобилизованы и использованы белыми в качестве делопроизводителей.

Летом 1922 года под напором красноармейских отрядов белые оставили Чурапчу. При отступлении офицеры семеновского подполковника Дуганова и их подручные устроили печально известную «Чурапчинскую колотушку», сожгли все здания и другие постройки Чурапчинской школы и больницы со всем имуществом, несколько других домов и склады с продовольствием. Погромщики подожгли строящееся новое здание школы, но подоспевшим местным жителям удалось спасти его от огня. Осенью 1922 года начался второй период гражданской войны в Якутии.  Несмотря на разорение и опустошение, нанесенное предыдущей войной, Чурапча по своему стратегическому положению была выбрана центром Восточного боевого участка под начальством Е.И.Курашова. Ввиду отсутствия помещения школьные занятия были отменены на один год. Шла ожесточенная гражданская война, от которой Ботурусский улус пострадал больше, чем  другие улусы. Материальная база школы была полностью уничтожена. Это задержало на несколько лет становление советской школы.

Достройка нового здания школы затянулась. Осенью 1923 года школа открылась в доме, где в прошлом помещалась улусная управа (ныне общежитие военкомата). Учителем был назначен Д.Н. Аржаков. В феврале 1924 года в трех группах обучалось всего 25 человек (в 1920-21 учебном году было 139). С марта 1924 года и в 1924-25 учебном году заведующей школой  работала Анна Даниловна Степанова. В 1924 году  новое здание школы было достроено, где в пяти группах обучались 84 учащихся.   

В конце февраля 1925 года под руководством секретаря партийной ячейки Д.Н.Аржакова в Чурапчинской школе был создан первый в улусе пионерский отряд. В числе первых пионеров были А.И.Сивцева, Р.И.Местников, Н.С.Соловьев, С.С.Макаров, Н.С.Кривошапкин. Одним из первых вожатых был Иван Ксенофонтов.

В 1925  году Чурапчинская школа стала полнокомплектной, т.е. семигрупповой школой  1-й ступени.    

 

Чурапчинская семилетняя школа

(1925 -1928 гг.)

 

В 1925 году приказом Наркома просвещения и здравоохранения ЯАССР А.Ф.Боярова Чурапчинская советская школа 1-й ступени  названа именем Семена Андреевича Новгородова, выдающегося просветителя, первого из якутов ученого-лингвиста, создавшего массовую якутскую письменность, зачинателя якутской национальной школы, научного сотрудника Академии наук, действительного члена Иркутского и Якутского отделов Русского географического общества, специалиста-консультанта Якутского представительства при Наркомнаце, делегата Всероссийского съезда народных учителей. В 30-х годах по известной причине это название школы передано забвению.

 

   В 1925 – 1931 годах заведующим Чурапчинской школы работал Г. В. Студенцов (с перерывом с сентября 1930 года по март 1931 года, когда он работал инспектором Чурапчинского РОНО).

   Школа работала по комплексной программе для якутской сельской школы 1 ступени. В августе 1928 года 1 концентр (1-4 группы) и 2 концентр (5-7 группы) Чурапчинской школы отделились в самостоятельные школы. Заведующим школы 1-й ступени 2 концентра  им.С.А.Новгородова был назначен Г.В.Студенцов.

 

 Состав учителей

 

Ф.И.О.

Нац.

Возр.

образование

стаж

Знание як.языка

1

Студенцов Георгий

Всеволодович.  

русс.

  34

Якутское

реальное

училище.1917г.

  12 год.

     знает

2

Лебедев Владимир

Сергеевич.

Русс.

  21

Якутская школа

    2 ступени 1928 г.

   2 год.

     Нет.

3

Яныгин Валерий

   Евгеньевич.

Русс.

  24 

Якутская школа

    2 ступени 1926 г.

   4 год.

   Плохо знает.

4

Федоров Семен

  Дмитриевич.

Якут.

  3…

Якутский пед.

    техникум. 1927 г.

    4год.

  Знает.

 

 

(Примечание К.К.Пермякова: учащиеся школы 2 ступени получали общее среднее образование).

            Уроки между учителями распределялись в следующем порядке: Яныгин В.Е.-естествознание, география, русский, антирелигиозм; Лебедев В С.- обществоведение, физика, химия, антирелигиозный час, физкультура; Федоров С.Д.– физика, якутский язык. А с января 1930 года он занимался на курсах подготовки для поступления в Ленинградский электротехнический институт.

Учебные занятия во всех группах велись на русском языке, якутский язык являлся только вспомогательным. Высшим органом школьного самоуправления являлось общее собрание учащихся, его испольнительным органом - ученический комитет. При учкоме работали две большие комиссии: хозяйственная и культурно-просветительская.

Хозяйственная комиссия разделилась на две секции: 1) санитарно-хозяйственную, которая следила за чистотой классных комнат и школьного здания, санитарным состоянием учащихся; 2) кооперативную, которая  снабжала учащихся канцелярскими принадлежностями.

Велика была культурная и общественная роль школы в жизни улуса. Школа проводила культурно - просветительскую работу через своих учащихся, которые почти все участвовали во всех работах избы - читальни, и кроме того каждый учащийся должен был ликвидировать за лето неграмотность 12 человек.

Было организовано соцсоревнование между Чурапчинской и Таттинской школами. По соглашению обеих школ были установлены следующие пункты соревнований:

1. Проведение за год 175 учебных дней.

2. Участие всех  учителей и учащихся в посевной компании, в частности, очистка силами         школы 500 пудов зерна.

3. Введение в учебную сеть антирелигиозного часа.

4. Сбор пожертвований в фонд « Юманите» и ОДВА не менее 38 рублей.

5. Помощь отстающим детям (4 часа в неделю).

6. Обучение 68 неграмотных селян.

Примечание: 1-й, 3-й и 4-й пункты  Чурапчинской школой выполнены полностью. 2 пункт выполнен с превышением на 35,5%. 6-й пункт должен быть выполнен летом.

При острой нехватке образованных якутов в 20-х годах в школе 2 концентра работали  преимущественно учителя русской национальности, которые направлялись из Якутска. В эти годы местные учителя К.П.Захаров, П.В.Шестаков, Д.А.Васильева и М.А.Аммосова работали по большей части в школе 1 концентра.

Единственная в улусе семилетняя школа выполняла большую общественно-полезную работу, активно участвовала в общественной и политической жизни улуса.

 

Из воспитанников школы 20-х и начала 30-х годов мы можем назвать некоторых:

1. Башарин Георгий Прокопьевич

2.Макаров Гаврил Иванович-Дьуон Дьаҥылы

3.Саввин Виктор Афанасьевич

4.Сивцева Анастасия Иннокентьевна

5. Харитонов Василий Петрович

6. Местников Роман Иннокентьевич

7. Карсанаев Дмитрий Терентьевич

8. Филиппов Егор Михайлович

9. Гуляев Василий Прокопьевич

10. Собакин Василий Петрович

11. Карпова Степанида Николаевна

12. Шестаков Василий Егорович

13. Соловьев Николай Саввич

14. Сидоров Афанасий Федорович

15. Федоров Петр Николаевич

16. Беляев Михаил Георгиевич

17. Эверстов Иван Семенович

18. Пономарев Иннокентий Терентьевич

19.ЭверстовДмитрийАлексеевич 

 

 

1-й пионерский отряд, пионервожатый-коммунист, наверху Аня, Зина, Кеша,
 под ними Валя Захаровы,  Настя Сивцева, в 1- м ряду слева Дима Постников, 1925-26 гг.

 Сталинскай набор учууталлара

                    

Мин 1927 с. Чурапчыга үөрэнэ киирбитим. Оччолорго I ступень диэн ааттанара, 7 кылаастаах оскуола этэ. Нэдиэлэ устата аһыыр аспын өйүөлэнэн ыалга дьиэлэнэн үөрэммитим. Оскуолаҕа саастарын сиппит эдэр дьон эмиэ үөрэнэр этилэр. Ити сыл эстэн эрэр үрүҥнэр баандаларын утары охсуһар Н.Д.Субуруускай баһылыктаах ЧОН этэрээтэ Чурапчыга олорор этэ. 1928с. комсомолецтар уонна активистар мустаннар, өрөбүл күн таҥара дьиэтин кириэстэрин уонна куолакалларын сууллартаабыттара. Улахан купол кириэһин төрдүн Лебедев диэн учуутал тахсан кэрдэн биэрбитэ. Ити сыл оскуола I концентра самостоятельнай оскуолаҕа араарыллан, биһигини  I концентр үөрэнээччилэрин билигин райвоенкомат канцелярията уонна былыргы управа (райвоенкомат общежитиета) дьиэлэригэр үөрэппиттэрэ. Онтон билиҥҥи интернат оскуола дэриэбинэтигэр, опорнай оскуола дьиэтэ тутуллан, 4-с кылааска онно тахсан үөрэммиппит.

Мин 5-кэ тиийиибэр ШКМ (колхозтаах ыччат оскуолата) буолбута. Директор Потапов Константин Дмитриевич этэ. Оскуола колхозтарга үөрэхтээх кадрдары бэлэмниир сыаллааҕа. Тыа хаһаайыстыбатын бары көрүҥ үлэлэригэр үөрэтэр, производственнай характердаах оскуола этэ. Ол иһин оскуола Павлов диэн агрономнааҕа. Оскуолаҕа тыа хаһаайыстыбатын бары көрүҥнэрэ: ыһыы уонна хомуйар массыыналар, сиэмэни ыраастыыр, эмтиир массыыналар бааллара. Чурапчыга кииннээх «Тупсарыныы» диэн артыал тэриллибитэ. Бу артыал сиэмэтин эмтээһинин, ыһыытын биһиги үөрэнээччилэр оҥорорбут. Оскуола бэйэтэ ат көлөлөөх, ынахтаах, сибиинньэлээх, кууруссалаах этэ. Маны барытын эмиэ үөрэнээччилэр көрөр этилэр.

Сүөһү аһылыгын сайын үөрэнээччилэр оттууллара. Оскуола үчүгэй трудмастерскойдаах этэ. Онно Гурий Неустроев диэн киһи салайан үөрэтэрэ. Бу мастерскойга оскуола паарталарын, олоппосторун, остуолларын оҕолор бэйэбит оҥорор этибит.

Үөрэнээччилэр, ордук комсомолецтар уонна пионердар үгүс общественнай үлэлэргэ кытталлара. Уһун өрөбүл кэмигэр райсовет исполкома аһаҕас лиис биэрэн, тыа сиригэр ыыталыыра, нолуок хомууругар, үөрэҕэ суох дьону үөрэтиигэ. Оччолорго «Общество - долой неграмотности» (ОДН) диэн обществоҕа киллэрэр этилэр. Бу общество чилиэннэрэ арыллыбыт кинигэ быһыылаах, ОДН диэн буквалардаах значоктаах буоларбыт.

Ити кэмнэ таҥараны, абааһыны итэҕэйиини уонна хаартыһыттары утары охсуһуу күүскэ туруоруллара. Маны сэргэ военнай-патриотическай иитии үчүгэйдик барара. Бу үлэ Осоавиахим сүнньүнэн үчүгэйдик барара. Ноенохов диэн Якутскайдааҕы саха национальнай военнай оскуолатын бүтэрбит энтузиаст киһи тахсан салайбыта. ОСО чилиэннэринэн үөрэнээччилэр бары буолаллара. Бары военнай формалаах эрэ оскуолаҕа кэлэрбит, үгүстүк строевой занятиелар бараллара, ытыыга дьарыктанарбыт, походтар уонна сайыҥҥы кэмҥэ учебнай тревогалар, тактическай занятиелар буолаллара. Оскуола дисциплинатын кэһээччилэри утары табаарыстыы суут үлэлиирэ. Манна судьуйа, буруйдааччы, көмүскээччи барыта оҕолор бэйэлэрин истэриттэн туруоруллара.

Үөрэх билиитин тупсарарга кылаастар икки ардыларыгар академбойдар ыытыллаллара (билиҥҥи олимпиадалар). Онон биһигини үөрэппит оскуолабыт академическай билиини таһынан араас көрүҥнээх общественнай үлэ көрүҥнэригэр практическай производственнай үлэҕэ иитиини биэрбитэ.

1934с. Чурапчыга педучилище биир корпуһа бүппүтэ. Онно биһигини 7-с кылаастары таһааран үөрэппиттэрэ. Директорбыт Сивцев – Таллан Бүрэ этэ. Сэттис кылааһы бүтэрбиппит кэннэ «Сталинскай набор» диэн ааттаан барыбытын педучилищеҕа хаалларарга быһаарбыттара.

Онон учуутал буолар дьылҕаламмыппыт.

                              Н.М.Керемясов РСФСР норуотун үөрэҕириитин  туйгуна,

                                                  биология учуутала, үөрэх салаатын инспектора, оскуола директора

 

 

Школа колхозной молодежи (ШКМ)

В марте 1930 года Ботурусский улус был реорганизован в Чурапчинский район в  расширенном составе. При исполкоме райсовета был создан отдел народного образования и здравоохранения, которым заведовал Степан Павлович Ефремов из Кангаласского улуса, окончивший Иркутский рабфак, известный якутский писатель-драматург.

В 1931 году в улусе начался переход ко всеобщему начальному, а во второй половине десятилетия - к семилетнему образованию.

В 1930 году Чурапчинская школа I-й ступени II концентра была преобразована в школу колхозной молодежи (ШКМ). С середины 30-х годов по мере того, как издавались нужные учебники, преподавание в семилетней школе велось на родном языке. Наряду с ШКМ, как самостоятельная единица, продолжала функционировать школа I концентра с четырьмя начальными группами (классами). За отсутствием  помещения, эта школа была вынуждена работать в нынешнем доме военкомата и в его общежитии.  Школа I концентра была перемещена в это здание и стала называться опорной школой. В 1931-1934 годах  директором Чурапчинской ШКМ работал К.Д.Потапов. Учителями работали:  Елизавета Глебовна Бокаенко (заслуженный учитель ЯАССР),  Александр Иванович Евмененко (1931-1934гг, впоследствии советско-партийный работник), Владимир Казимирович Зезюленко, Михаил Иннокентьевич Потапов, Ирина Николаевна Черемкина (заслуженный учитель РСФСР), Дмитрий Петрович Доргуев, агроном Гаврил Павлов и другие.

 

   

 

     Учителя    30-х    годов                                         Комсомольцы-активисты 30-х годов. Сидят слева направо:     

                                                                         Николай Попов, неизвестная,  Дьячковская Варвара                           

                                                                               Николаевна, учитель Степан Степанович Попов. Стоят   

                                                                               Дмитрий Дьячковский, Дмитрий Ядрихинский, Пётр  

                                        Парфенов, Алексей Максимов.

 

Молодой директор К.Д.Потапов сумел создать дружный, работоспособный педколлектив, который с энтузиазмом выполнял задачи, поставленные перед школой особого типа. Школа колхозной молодёжи, наряду с преподаванием основ наук, была призвана подготовить молодёжь к коллективному труду, выпускать кадры, способные не только создавать колхозы, но и, что было не менее важно, организовать и налаживать их деятельность. В учёбных планах и программах ШКМ больше времени отводилось ознакомлению учащихся с основами сельского хозяйства, привитию им навыков по животноводству, земледелию и сельскохозяйственной технике. Во время посевных и уборочных компаний учащиеся ШКМ проходили производственную и учёбную практику в колхозах.

Чурапчинская ШКМ считалась специализированной по животноводству. В подсобном хозяйстве школы содержались кони, коровы, свиньи и курицы. Учащиеся поочередно кормили их по рациону, составленному по научным правилам. Школа приобретала сельскохозяйственные машины конной тяги, семяочистительную технику. На учёбно-опытном участке выращивали огородные культуры. Сельскохозяйственное обучение и практика проходили под непосредственным руководством специалиста Г. Павлова.

 

Комсомольская организация школы, состоявшая из учащихся и учителей, была самой крупной и влиятельной первичной организацией в улусе, служила опорой райкома комсомола и руководства школы в проведении массовых мероприятий, в идейно-политическом воспитании и укреплении дисциплины школьников. Учащиеся и выпускники Чурапчинской школы были основной силой в ликвидации неграмотности населения улуса, участвовали в работе общества «Ыраас олох», в антирелигиозном движении, в борьбе с картежничеством. Учком был действенной формой ученического самоуправления, выполнявший много функций. В частности, с его помощью подтягивались отстающие ученики, и улучшалась дисциплина учащихся.

 В 30-х годах в стране развернулась деятельность массовой общественной организации Осоавиахим (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству). Организаторами этого движения в улусе стали выпускник Якутской национальной военной школы Василий Спиридонович Ноенохов из Таттинского улуса, а затем Е. Г. Захаров из Телейского наслега, по прозванию «Осо Захаров»,

В школе проводилось целенаправленное военно-патриотическое воспитание. Воспитанники принимали активное участие в работе Осоавиахима и сдавали  нормы на значки «ГТО» (старшие), «БГТО» (младшие), «Ворошиловский стрелок», «ПВХО», «ГСО».

Годы работы ШКМ были временем перехода ко всеобщему обязательному начальному образованию, и потому с 1931 года несколько лет подряд на базе школы работали курсы подготовки учителей начальных школ. Основную массу курсантов составляли выпускники Чурапчинской школы, учителя школы работали преподавателями этих курсов.

После К.Д.Потапова директорами Чурапчинской семилетней школы работали Ефим Степанович Сивцев-Таллан Бурэ из Намского улуса, учитель якутского языка. Тит Константинович Захаров из Таттинского улуса, окончивший 1 курс Ленинградского пединститута им. Герцена, Кампеев Н.М., учитель математики и физики, окончивший в 1934 году Якутский педтехникум (училище), Александра Ильинична Герасимова, окончившая в 1935 году Якутский педтехникум, М. И. Кампеева - учительница начальных классов.

  

ШКМ и школа 1 концентра объединились в одну семилетную школу (тогда называлась неполная средняя школа). В 1939-1940 учебном году количество ее учащихся составляло 292 человек.

В школе работали предметные, самодеятельные и военизированные кружки. Летом 1940 года на районной олимпиаде художественной самодеятельности Чурапчинская школа заняла первое место.

Неполный список воcпитанников школы:

 

1. Коркина Евдокия Иннокентьевна

2. Красильников Дмитрий Данилович

3.Соловьев Василий Сергеевич - Болот Боотур

4.Макаров Гавриил Георгиевич

5.Макаров Дмитрий Степанович

6.Бродников Алексей Спиридонович

7.Кривошапкин Роман Христофорович

8.Макаров Степан Кузьмич

9.Ефимов Гавриил Дмитриевич

10.Брысгаев Дмитрий Титович

11.Догордуров Егор Дмитриевич

12.Ядрихинский Дмитрий Лазаревич

13.Федоров Конон Филиппович

14.Ермолаев Алексей Петрович

15.Софронов Степан Феоктистович

16.Дьячковская Варвара Николаевна

17.Соловьева Марфа Дмитриевна

18.Ефремов Петр Дитриевич

19.Попов Гавриил Иванович

20.Ефимов Михаил Прокопьевич

21.Федоров Семен Иванович

22.Захаров Константин Егорович

23.Парфенов Петр Васильевич

24.Керемясов Николай Михайлович

25. Захаров Афанасий Данилович

26.Жирков Семен Ильич

27.Софронов Михаил Егорович

28.Васильев Роман Ильич

29.Постников Дмитрий Сергеевич

30.Ермолаев Василий Иванович

31.Кривошапкин Николай Семенович   

 

Чурапчинская школа колхозной молодежи

                                                              

Вот и Чурапча. Речка, холмы. В отдалении большое озеро. Шко­ла. Добротное здание. Здесь меня ожидала приятная встреча. Ди­ректор школы колхозной молодежи Потапов Константин Дмитри­евич, с которым мы вместе закончили Якутский педтехникум, сказал, что рад пополнению, ознакомил со школой, с коллективом учителей, среди которых были и мои знакомые: Бокаенко О.Г., Зезюленко В. К. Сразу же выделили комнату в общежитии учителей, в небольшом доме в том же школьном дворе. На следующий день познакомился с остальными учителями — Потаповым Михаилом Иннокентьевичем из Иркутска, преподавателем русского языка и литературы, Васильевой Домникией Абрамовной, преподавате­лем якутского языка, Павловым, агрономом...

Мне было поручено преподавание физики, химии и биологии в 5-7 классах, а позже было поручено еще руководство уроками труда вместе с народным умельцем — кузнецом и столяром Неустроевым Гурием. Предметы, за исключением, пожалуй, уроков труда, я знал, любил и приступал к преподаванию с увлечением. Это передавалось ученикам, и за 3 года работы в Чурапчинской ШКМ (1931-1934) я ни разу не мог пожаловаться на дисциплину, на отсутствие интереса к учебе со стороны учеников. На уроках никогда не приходилось заниматься нотациями, кого-то отчиты­вать, на кого-то жаловаться и т.п. Ученики тех лет были какими-то удивительными — жажда знаний, увлечение уроками, непод­дельный интерес, пытливость, неравнодушие — вот что характе­ризовало молодое поколение тех лет. И это вдохновляло. На уро­ках физики, химии я рассказывал, чертил на доске схемы, решали задачи, заранее рисовали портреты ученых физиков, химиков и развешивали их в специальных уголках, ставили опыты в меру на­личия оборудования. А надо сказать, что в школе был минимум приборов, химреактивов, посуды.

При школе была создана метеорологическая станция, где уче­ники вели наблюдения за погодой: температура, осадки, давление. Вскоре из Гидрометцентра прибыли специалисты, привезли при­боры, и возникла станция метеорологической службы Якутии. Мы уже теперь туда ходили на экскурсии. К этой работе на добро­вольных началах приобщился Саввин Афанасий Андреевич, кото­рый вел дневник погоды, наблюдения чуть ли не с 1910 года. Он был энтузиастом этого дела и пытался найти зависимость погоды от движения звезд. Он подарил мне эти бесценные записи, кото­рые я передал в Якутский метеорологический центр. Возможно, они где-нибудь и сейчас хранятся в архивах этого института. Те­перь я жалею, что отдал эти записи. Можно было бы их обрабо­тать, оформить и отпечатать. Сколько было вложено мыслей и труда этого незаурядного самоучки, неразвившегося таланта. Его сын, Виктор Афанасьевич Саввин — заслуженный артист РСФСР и ЯАССР, проявил талант в другой области. Брат Афанасия Андрей Андреевич Саввин тогда работал учителем Телейской школы, тоже был удивительным человеком. Он, например, знал наизусть роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Дальнейший его жизненный путь мне неизвестен, к сожалению. Такие народные  таланты встречались на пути, усиливая уважение к якутскому народу.

Помимо повседневных школьных занятий урок оставался ос­новным в педагогическом процессе – большое значение тогда придавалось работе учащихся в колхозах. Учителя, как правило, возглавляли ученические бригады в период посевной и уборочной кампаний на полях, лугах, а также на животноводческих фермах. Тогда весенние полевые работы, а Чурапча засевала тогда значи­тельные площади зерновыми культурами, проходили под лозунга­ми: "Образцово проведем 1-й, 2-й и т.д. большевистский сев!"

            Мне пришлось возглавлять бригаду учеников в колхозе "Крас­ный партизан" Хатылынского наслега. Колхоз и его угодия были расположены вдоль живописной долины р. Татты. Здесь мы вы­полняли весь цикл весенних работ: пахоту, боронование, сев и т.д. Знакомились с сельхозтехникой тех времен. Тракторов тогда еще не было. Все выполнялось конными плугами, конными сеялками.

Без практики ШКМ обходиться не могла, так как программы школы были построены в теснейшей связи с сельскохозяйствен­ной жизнью и практикой. По курсу химии, например: изучались темы: "Химия молока и молочных продуктов", "Химия почвы", "Химические удобрения" и т.д.; по физике механика сельхоз­машин. На сенокосе мы не только работали, но и определяли рас­тения, собирали гербарии, изучали местный животный мир.

Однажды мы работали  в  Сыланском   колхозе  ("Макаровтар олохторо"). К этому времени колхоз получил конные сенокосил­ки. Это была «новая» техника, никто их не видел и на них не ра­ботал. Говорили, что кони будут бояться и т.д. И вот, когда увиде­ли меня, заговорили: «Вот и хорошо, что приехал русский, он по­кажет, как надо работать на этой машине!». Признаться, я и сам был не лучшим, хотя и видел, как работали конные сенокосилки на зеленом лугу около г. Якутска, но сам на них никогда не рабо­тал. В тех условиях ударить в грязь было просто нельзя — пре­стиж ШКМ, престиж учителя, да еще здесь приметался престиж русского человека. Изучил все инструкции, попросил в помощь местного кузнеца Макарова. Вместе с ним собрали, смазали все «точки», запрягли две сенокосилки, на одну сел я, на другую Ма­каров. Тронули лошадей, и дело пошло. Проработали весь день. Скосили весь алас, по тем временам на удивление большую пло­щадь. На следующий день пустили две сенокосилки. За работу са­дили учащихся, и все они быстро освоили не так уж сложную, но новую в Чурапче технику.

В Диринцах школьная бригада завоевала большой авторитет у населения, ибо мы работали на сенокосе, а вечерами устраивали беседы, читки, спортивные игры: кылыы, куобах, прыжки и т.д. Кормили нас прекрасно: суп, суорат, саламат. Все загорели, по­правились, окрепли. Этот труд в сочетании с учебой выковывал из учащихся грамотных работников села. Жаль, что эта форма образования сельской молодежи затем была заброшена, ослабле­на профориентация, прививавшая любовь к сельскохозяйственно­му труду. Современные сельские школы не прививают учащимся преданность к родному селу, сельскому хозяйству, о чем свиде­тельствует стремление молодежи в города, нежелание работать в животноводстве и земледелии.

Хочется подчеркнуть еще одну особенность школьной жизни 30-х годов. Школа жила активной общественной жизнью... Стави­лись спектакли в школе и в районном клубе. Причем учителя не изолировались и играли роли в пьесах вместе с учащимися. Это нисколько не подрывало наш авторитет. Вместе с бухгалтером Госбанка Бережновым мы организовали струнный оркестр, без которого не проходило ни одно районное мероприятие.

Учителя и учащиеся активно участвовали в агитационно-пропа­гандистской работе. Районные организации высоко ценили обще­ственную работу учителей. Меня, например, райком ВКП(б) на­градил шеститомным собранием сочинений В.И.Ленина. На засе­даниях педсовета школы всегда присутствовали то Субурусский Н.Д., председатель РИК-а, то Куличкин С., секретарь райкома партии, то Захаров, уполномоченный ЯОСПС.

В школе очень активно велась оборонно-массовая работа. Та­кой активной работы Осоавиахима я позже не припомню даже в Нюрбе, где работал после Чурапчи. Все учащиеся были сформи­рованы в подразделения, имели форму, знаки различия, проходи­ли строевую подготовку, устраивались военные учения. Душой этой работы были Ноенохов, Дьячковский (Тытыгынаев) Г., Заха­ров К., Кривошапкин К., Ядрихинский Д. и другие. Недаром из Чурапчинской школы вышло много прославленных воинов в годы Великой Отечественной войны: Ядрихинский Митя, Захарова Ве­ра и другие. Нет ли здесь связи поколений? Вспоминается приезд в Чурапчу прославленного героя гражданской войны в Якутии Курашова Ефима Ивановича... Это было, кажется, в 1932 году. Про­ходили многолюдные митинги, встречи. Был он и у нас в школе.

Хотелось бы остановиться на образе жизни учителей. Здесь господствовал коллективизм. Мы жили в одном общежитии и пи­тались все вместе. Даже когда к нам приехала учительница Черемкина Ирина Николаевна, муж которой Куличкин Степан был секретарем райкома ВКП(б), то и они вошли в наш «учительский колхоз». Завхозом-заготовителем продуктов неизменно избирался Потапов М.И. Кормила нас наша «мама» Варвара Степановна «Балбаара эмээхсин». Часто приходится слышать, что в районах жить скучно. Но мы, учителя 30-х годов, никогда не скучали. Все мы, как уже упоминалось, вели активную общественную работу, принимали участие во всех мероприятиях района.

Помню, как проходил подледный лов карасей, которыми тогда были полны даже близлежащие озера. Н.Д.Субурусский был неизменным участником этого массового лова и по его предложе­нию «красные учителя» получали самых лучших карасей и в пер­вую очередь. Вся обстановка в районе, правильный партийный подход к школе и учителям, контакт с населением, связь школы с жизнью — все это оказало на нас решающее влияние на выбор дальнейшего жизненного «кредо».

Самых теплых слов заслуживает директор школы Потапов Кон­стантин Дмитриевич. Он сумел создать в педколлективе подлинно товарищескую обстановку, никого не выделял, ко всем относился ровно, каждый чувствовал себя необходимым, нужным членом коллектива. Педсоветы проходили критично, подчас остро, но всегда доброжелательно. К.Д.Потапов умел поддерживать автори­тет школы в районе, среди населения. Всем своим существом школа органически вписывалась в политическую, культурную и хозяйственную жизнь района. Все это вместе взятое - педпроцесс, практика, общественная жизнь — способствовали становле­нию из учащихся полноправных активных граждан.

В бытность мою школа сделала три выпуска. Всех не запом­нить. Но до сих пор помню и считаю весьма талантливыми и спо­собными многих, из учившихся в эти годы юношей и девушек. Соловьев Вася (Болот Боотур) - писатель, Дьячковская Варя была председателем райсовета депутатов трудящихся, Ермолаев Алеша — заслуженный учитель школы ЯАССР, Барахсанов Тит — учи­тель, Захаров Костя — журналист, Захарова Надя — океанолог, Захаров Иван — партийный работник, Брызгаев Митя — врач, Парфенов Петя — учитель, Захарова Вера — летчица, Тытыгынаев Ганя — ответработник, братья Макаровы, Беляев, Кожурова Евдокия, Каженкин, Максимов, Ефимов и многие другие. Рост людей — плоды воспитания и лучшая награда для учителей.

В наши годы было не всё так хорошо, образцово. Были, конеч­но, и недостатки, и ошибки, разочарования и неудачи, но никто у нас не может отнять тот революционный пафос, тот энтузиазм и ту активность, которые господствовали в те 30-е годы...

Работа в Чурапче предопределила мой дальнейший жизненный путь. Здесь я прошел первую школу жизни труда, интернациона­лизма и дружбы народов, что и было мною пронесено через всю свою последующую деятельность.

 

  Александр Иванович Евмененко, учитель Чурапчинской школы колхозной  молодежи

(1931-34гг.) 29-30 марта 1988г.

 

Оскуола комсомольскай тэрилтэтэ

 

1930 сылтан оскуола комсомольскай тэрилтэтин киһитин ахсаана биллэрдик элбээбитэ. Ити 1930-1932сс. комсомолга киирэр саастаах оҕолор элбэхтик үөрэнэ киирбиттэринэн быһаарыллар. 1930с. оскуола комсомольскай тэрилтэтин секретарынан Иван Яковлев үлэлээбитэ. Кини сааһын сиппит, биһигиттэн аҕа уонна үлэлии үөрүйэх буолан комсомольскай тэрилтэ үлэтин үчүгэйдик салайара, элбэх иитэр – тэрийэр үлэни ыытара. Оччотооҕуга  сытыы – хотуу уолаттар: Гаврил Тытыгынаев, Дмитрий Карсанаев, Георгий Башарин, Егор Филиппов, Дмитрий Брызгаев, Егор Лукин, Гаврил Макаров (Дьуон Дьаҥылы), Гавриил Макаров, Роман Васильев, Николай Платонов, Николай Соловьев, Афанасий Куличкин, Николай Кривошапкин, Иван Сивцев, Николай Коркин, Василий Соловьев (суруйааччы), Петр Макаров, Алексей Ермолаев уо.д.а. комсомольскай тэрилтэҕэ элбэхтик үлэлээбиттэрэ.

Улахан оҕолор нэһилиэктэргэ үгүстүк боломуочунай  быһыытынан тахсаллара. Онно колхозтары тэрийии, колхозтар дохуоттарын үллэрии, нолуок түһэрии курдук уустук үлэлэри ыарырҕата–ыарырҕата толорорбут. Холобур, үлэ нуормата сүрүн үлэлэргэ быһыллыбыт буолан, кыра эҥин араас бытархай үлэлэр сыаналарын быһыы, ону учуоттааһын наһаа элбэх бириэмэни ылара, сүрдээх булкуурдаах буолара.

Комсомольскай тэрилтэ Осоавиахим тэрилтэтин сүнньүнэн байыаннай -патриотическай үлэни ыытара. Онно саха национальнай байыаннай оскуолатын бүтэрэн тахсыбыт Ноенохов диэн эдэр киһи бэрт элбэҕи тэрийбитэ. Сотору-сотору байыаннай тревоганы биллэрэн, «сэриилэһиннэрэн» айдаан бөҕөнү тардара. Чурапчы ортотугар МТС мастарыскыайа тутуллубут сирэ сүрдээх үчүгэй арыы сыһыы хонуу этэ. Онно футбольнай площадка, волейбол оонньуур, илии–атах оонньуутун ыытар, ыччаттар наһаа таптаан мустар сирдэрэ баара. Ол хонууга халанча туруорбуттара. Ол тыаһаатар эрэ, түүн буоллун, киэһэ буоллун, оҕолор дэриэбинэ бары муннуктарыттан сырсан бытарыһан киирэн, түргэн үлүгэрдик муста охсоллоро.

Маны таһынан БГТО «Ворошиловтыы ытыыга» нуормаларын туттарыы наһаа тэрээһиннээхтик барара. Итилэргэ кыттыы сүрүн эбээһинэс быһыытынан киирэрэ. Комсомолецтар араҕастыҥы дьүһүннээх анал форма кэтэллэрэ.

Оскуола комсомолецтара «чэпчэки кавалерияҕа» (билиҥҥинэн «Комсомольскай прожектор») киирэн биир суол улахан үлэни ыыталлара. «Чэпчэки кавалерияны» комсомол райкома уонна рабочай–бааһынай инспекциятын  оройуоннааҕы комитета (РКИ) боломуочунайа быһаччы салайан ыыталлара. Ити боломуочунай наһаа улахан бырааптааҕа, кини ыыппыт «чэпчэки кавалериятыгар» ханнык да тэрилтэ салайааччыта туох баар үлэтин, ордук итэҕэһи-быһаҕаһы, тугу да кистээбэккэ туран биэрэрэ. Бэрэбиэркэ түмүгүнэн улахан мунньахтар ыытыллаллара.

Ордук тэрээһиннээхтик уонна киэҥник МЮД (международный юношеский день) ыыталлара.  Бу күнү үөрэххэ, үлэҕэ улахан ситиһиилээх көрсөргө кыһаныллара, аан дойду прогрессивнай ыччата капитал былааһын утары охсуһуутун түмүктэрэ киэҥник туруоруллар миитиннэрэ, мунньахтара буолаллара. Олорго Коминтерн салайааччылара ордук киэҥник биллэллэрэ. Манна аан дойду прогрессивнай, революционнай ыччатын кытары бырааттаһыы, биир санаалаах буолуу идеята киэҥник пропагандаланара. МЮД ыччаты интернациональнай иитиигэ улахан суолталааҕа.

Комсомольскай тэрилтэ оройуоҥҥа ыытыллар бары үлэлэргэ киэҥник кыттар буолан, оройуон салалтатыгар даҕаны, нэһилиэнньэҕэ даҕаны улахан авторитетынан туһанара. Үөрэнэр ыччаты нэһилиэнньэ улаханнык ытыктыыра уонна өйүүрэ. Оттон оройуон салалтата күннээҕи үлэтигэр ыччаты таба туһанан  күүс-көмө оҥосторо. Кэлин бу комсомольскай тэрилтэ оччотооҕу чилиэннэриттэн научнай үлэһиттэр, үтүөлээх учууталлар, врачтар, салайар партийнай, советскай, профсоюзнай, комсомольскай үлэһиттэр үүнэн тахсыбыттара.

 

К.Захаров, ССРС журналистарын союһун чилиэнэ,

«Саҥа олох», муус устар 11 күнэ, 1972 сыл №44 (4158)

 

Yөрэммит оскуолам

                                                                                               

Мин 1931с. Сылаҥ түөрт кылаастаах оскуолатын бүтэрэн бараммын, Чурапчыга колхозтаах эдэр ыччат оскуолатыгар (ШКМ) үөрэнэ киирбитим. Ол бириэмэҕэ оройуон үрдүнэн орто оскуола суоҕа, оройуоҥҥа улахан оскуола ШКМ этэ. Бу үөрэнэ киирэрбэр оскуола директорынан Константин Дмитриевич Потапов үлэлиирэ. Учууталларынан: Степан Степанович Попов, Григорий Данилович Федоров (Таатта), Гавриил Павлов (Орджоникидзе), Дмитрий Доргуев (Таатта), Михаил Потапов (нуучча), Александр Евмененко, Владимир Зезюленко (украинецтар), Зинаида Глебовна Бокаенко (украинка), Анастасия Аммосова, Афанасий Антипин үлэлииллэрэ. Тыа хаһаайыстыбатын предметигэр агроном К.Павлов үөрэппитэ. Тыа хаһаайыстыбата кыра машиналарыгар булуугу, сеялканы, веялканы, от охсор, мунньар машиналары хайдах үлэлэтэри уонна сүрүн чаастарын үөрэтэрэ. Оччотооҕуга тыа хаһаайыстыбатын уустук машиналара суохтар этэ. 1932с. ХТЗ диэн кыра колеснай трактор бастаан кэлбитэ. Ол дьыл сыл иккис аҥаарыттан саас трактор сүрүн чааһын уонна аһылык, уматык сүрүн системаларын үөрэппитэ.

Оскуола подсобнай хаһаайыстыбалааҕа, онно биэс cүөһү, икки ат, алта-сэттэ сибиинньэлээх этэ. Ону иккилии үөрэнээччи күн ахсын уочаратынан дежурнайдыыр, бэрээдэгинэн көрөр этибит. Тыа хаһаайыстыбатын ypуогap cүөһү иитиитин, продуктивнаһын уонна породнаһын туһунан барбыппыт туһаны биэрэрэ. Кыра оҕуруот сирэ баара. 0ҕуруоппут сиригэр минеральнай уоҕурдуулары бэйэбит бэлэмниирбит. Сиргэ уоҕурдууну хайдах туһанары толору үөрэтэрбит. Маны таһынан колхоз годовой дохуотун үллэриини, колхозка ревизияны ыытыыны, колхоз производственнай былааннарын оҥорууну уонна cүөhү иитиитигэр наадалаах типовой тутуулары хайдах тэрийэри, оҥорору учуутал Гавриил Павлов үчүгэйдик үөрэтэрэ. Бу үчүгэй үөрэтии түмүгэр үөрэнээччилэр колхозка улахан көмөнү оҥорорбут. Оскуола Хатылы «Кыһыл партизан», Төлөй «Степан Захаров», Болтоҥо «Сталин» аатынан колхозтары кытта үлэлиэхтээх этэ. Бу колхозтарга саас большевиктыы ыһыыга тахсаммыт, агитационнай маассабай үлэни ыытан, хонуу үлэтигэр бэйэбит көмөлөһөрбүт. Кыһын каникулга эбэтэр оһуобай практикаҕа тахсан, 3-5 үөрэнээччи колхозтарга годовой отчуоту оҥорсон, доход үллэрэн, үлэ былаанын оҥорон, ревизия ыытан улахан көмөнү оҥорорбут. Мин бу колхозтарга тахсан бииргэ үлэлээбит табаарыстарым: И.С.Яковлев, А.П.Максимов, И.Е.Захаров уонна Н.С.Кривошапкин этилэр. 1931 -1934с с. оскуолаҕа биллэр-көстөр үчүгэй үөрэнээччилэр, оҕону үчүгэй бэрээдэккэ иитээччилэр, общественнай үлэҕэ үчүгэйдик кыттар оҕолор бааллара. Олор истэригэр: Гавриил Егорович, Дмитрий Степанович, Степан Кузьмич Макаровтар, Е.П.Харитонов, Р.И.Васильев, Григорий Лобанов, М.Е.Софронов, А.П.Ермолаев, А.Д.Местников, А.С.Бродников, В.Н.Дьячковская, В.К.Пестерев, К.Е.Захаров, Г.Н.Тытыгынаев, Никита Попов, Д.Л.Ядрихинскай, С.Д.Давыдов, В.С.Соловьев, Дмитрий Никитич... 1934с. сайын Чурапчыга, ШКМ оскуолаҕа республика биир биллиилээх кырдьаҕас учуутала Маркел Бубякин сэбиэдиссэйдээх 3 ыйдаах начальнай оскуолалар учууталларын курса аһыллыбыта. Бу курска Таатта, Чурапчы, Амма, Уус-Алдан оройуоннарыттан 50 киһи кэлэн үөрэнэн учуутал идэтин ылбыттара. Учууталларынан Степан Ефремов уонна бу оскуола учууталлара үлэлээбиттэрэ. М.Е.Софронов, А.Д.Местников, Филипп Монастырев, А.П.Максимов, Д.Н.Дьячковскай уонна мин кууруһу бары бүтэрэн үлэлии барбыппыт. Чурапчы орто оскуолатыгар үөрэммит оҕолортон сүүһүнэн ааҕыллар дириҥ билиилээх, араас идэлээх үлэһиттэр иитиллэн таҕыстылар: учууталлар, врачтар, агрономнар, техниктэр, инженердэр, летчиктар, наука кандидаттара, доктордара, профессордар, советскай, партийнай үлэһиттэр, колхоз, совхоз салайар үлэһиттэрэ уонна механизатордар. Онон Чурапчы орто оскуолата аһыллыбыта 100 сылын туолар юбилейын бары ис сүрэхтэн эҕэрдэлээн көрсөбүт.

 

Петр Николаевич  Чепалов, пенсионер,

                                                            Сылаҥ  нэһилиэгэ,  Бэрэ учаастага, 03.04.1972сыл

 

 

Дьиҥнээх сырдык дьолу уһанар кыһа

 

            1929-1930сс. Чурапчы VII кылаастаах оскуолатыгар 8 ый үөрэммиппит. Итиниэхэ үөрэхтэн маппыт, үксэ сүүрбэччэлии саастаах 30-ча буоламмыт, V кылаас программатынан бэлэмнэнии диэҥҥэ  мустубуппут. Онно, урукку Алаҕартан бырааттыы Евсей, Степан уонна Александр Ноговицыннар, Кузьма Говоров уонна мин  киирбиппит. Оттон Төлөйтөн Дмитрий Петрович уонна Василий Прокопьевич Гуляевтар, ол кэннэ Иннокентий Дьячковскай бааллара. Ону таhынан оскуоланы бүтэрээри сылдьар Василий Петрович Харитонов, Гаврил Никитич Дьячковскай, Иван Данилович Яковлев, Никифор Максимов уонна Алексей Платонов баалларын умнубаппын. Ол курдук ким баҕарар бэлиэтии көрөр кэрэ сытыы ыччаттар этилэр. Кинилэр оскуола комсомольскай тэрилтэтин, комитетын чилиэттэрэ буолан, үгүс үлэни ыыталлара. Оскуолаҕа партийнай тэрилтэ баарын өйдөөбөппүнОл оннугар  ити улахан аптарытыаттаах бөдөҥ комсомольскай тэрилтэ баара. Кинилэр туох-баар сүрүн үлэни салайаллара. Ол саҕана, оннооҕор, учууталлары үлэлэтэр-үлэлэппэт туһунан боппуруоһу көрөллөрө. Ити үлэлэрин таһынан райком уонна оройуон ситэриилээх комитетын командировкаларынан нэһилиэктэргэ уһун өрөбүллэригэр тахсаннар, саҥа колхозтары тэрийсэллэрэ, баайдары кулаак оҥортуурга уонна оччотооҕу кылаас өстөөхтөрө утарсар  кубулҕаттарын саралаһаллара.

         Биһиги Алаҕартан киирбит үөрэнээччилэртэн 1930 сыл саас төрдүө буолан комсомолга киирбиппит. Онтон үөрэнэн бүтэн тахсыыбытыгар нэһилиэкпитигэр бастакы комсомольскай ячейканы тэрийэргэ сорудах ылбыппыт. Ону тахсаат, ыам ыйыгар тэрийбиппит. Комсомолга киирэрбитигэр умайа турар уоту ортотунан да барартан, сэрии да буоллаҕына, сынтарыйбат хорсун буоларга мэктиэ эрэннэрии тиэрдибиппит. Ити эрэннэриибитин толорбуппут. Холобур, Степан Николаевич Ноговицын сэрии хонуутугар хорсуннук охсуспута, аҥар илиитин сиэртибэлээбитэ. Төрөөбүт оройуонугар төннөн кэлэн, ССКП райкомун бастакы секретарынан хас да сылларга үлэлээбитэ, билигин даҕаны республика биир кырдьаҕас үлэhитэ. Говоров Кузьма уонна Александр Каженкин өстөөҕү кытта охсуһууга геройдуу сиэртибэлэммиттэрэ. Онтон ордубуппут билиҥҥэ диэри үлэлии сылдьабыт, коммунист үрдүк аатын чиэстээхтик сүгэбит.

                                                                                                              А.Мохначевскай, комсомол ветерана, 1940 сылтан ССКП чилиэнэ, пенсионер, Чыаппара олохтооҕо, 22.03.1972 сыл.

 Учащиеся 30-х годов

Ефремов
Петр Дмитриевич

Местников
Афанасий Дмитриевич

Ермолаев Василий

Иванович

Захаров Иван

Лукич

Соловьев Петр

Семенович

Макаров
Гаврил
Георгиевич

Макаров Степан
Кузьмич

Васильев
Роман
Ильич

Макаров 

Егор Иванович

Макаров
Дмитрий Степанович

Захаров Афанасий

Данилович

Софронов Михаил

Егорович

Ефимов Михаил

Прокопьевич

Попов
Гаврил
Иванович

Хоютанов  

Илья  Софронович

         

Листиков  Егор

Афанасьевич

 Сокольников Егор

Дмитриевич

 Картузов Алексей

Дмитриевич

 Керемясов

Николай Михайлович

 Новгородов Афанасий

Григорьевич

         

 Попов  Афанасий 

Ильич

 Соловьев Петр

Сергеевич

 Попов                

Ефрем Прокопьевич

 Саввин

Макарий Андреевич

 Софронов Николай

Кирикович

         

 ПостниковДмитрий

Сергеевич

 Софронов Степан

Феоктистович

 Софронов Афанасий 

Кирикович

 Кривошапкин Николай

Христофорович

 Федоров Конон

Филиппович

         

 Соловьева Марфа

Дмитриевна

 Седалищева Анна  

Николаевна 

 Соловьева Анна

Ионовна

 Максимова Марфа

Яковлевна

 Беляева

Елена Васильевна